Евгений Каширский

РЕФОРМАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ:

АНАЛИЗ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Доклад прочитан на реформатской конференции,

(10-12.11.2006, г. Санкт-Петербург)

1. РОССИЯ: ОТСВЕТЫ ПРОШЛОГО:

Нам нельзя понять настоящее и будущее нашей страны без прошлого.

1.1. Россия всегда страдала от своих собственных проблем и противоречий больше, чем от внешней агрессии.

Сегодняшняя социальная и национальная расколотость России лишний раз свидетельствует о печальной истории нашей страны, в которой никогда не было единства. Россия – все еще слишком империя, и потому раздирается противоречиями, как всякая империя. Кондопогу и Северный Кавказ невозможно соединить вместе. Их можно только развести в разные стороны.

1.2. Кроме того, дело усугубляется очередным подъемом национализма и ксенофобии, этого тупикового варианта развития любого народа. Национализм и ксенофобия толкают наш народ к изоляции от остального мира.

1.3. По-прежнему велика масса косного, инертного населения. Такова, говорят, наша генетическая предрасположенность, поскольку в память россиян въелся страх перед насилием власти. К сожалению, было чего бояться – слишком многое в России построено на крови.

Вот почему в России до сих пор нет гражданского общества, не развиты горизонтальные общественные связи.

1.4. Россия – страна, в которой 85 процентов населения называют себя верующими. Между тем, для многих россиян религия – слишком частное дело, не связанное с Церковью и Словом Божиим. У наших соотечественников имеется вульгаризированное понятие о христианстве, вне связи с библейским текстом. Духовные ценности не связаны с повседневностью, поскольку нет их рационального осмысления, о чем говорим не только мы, но и некоторые православно-ориентированные исследователи.

К сожалению, такое положение вещей устраивает большинство населения. С другой стороны, это дает нам полное право нести библейское учение людям, не знающим ни Слова Божиего, ни истинного Христа.

1.5. Господствующая Церковь продолжает политику сервилизма по отношению к власти. Это привычная для нее конформистская модель. Принимать все, что исходит от власти, поддерживать ее, одобрять, освящать.

Между тем, заигрывание Церкви с властью приводит к отступлению от евангельских принципов. От конформистов отворачивается молодежь, поскольку молодым присущи обостренное чувство справедливости и поиск истины.

Это касается и нас, протестантов. Нам ни в коем случае нельзя повторять ошибки сервильной церкви. Если мы хотим выполнить свое предназначение, мы не должны обмануть доверие людей.

1.6. Вместе с тем, сегодня мы наблюдаем ситуацию, которая не может не вдохновлять идеологически ориентированную демократическую часть населения. Обнаружилась идеологическая беспомощность центральной власти, за все последние годы не сумевшей найти ни одной привлекательной идеи. Мы ставим под сомнение способность нашей элиты создать что-либо идеологически жизнеспособное. Для этого нужны новые люди.

Неудивительно, что народ не воспринимает всерьез вождей партий, общественных движений и профсоюзов, а равно депутатов и чиновников.

1.7. В то же время у народа нет ясной общей цели. Поэтому для нынешней власти ситуация не представляет серьезной опасности. Народ, как и двадцать лет назад, только обсуждает и критикует решения власти, но не способен предложить альтернативу.

Власть по-прежнему уверенно определяет направление развития страны, успешно распространяет веру в свою непоколебимую устойчивость и полезность для народа, выставляя себя «гарантом цивилизации».

2. ВОПРОСЫ РЕФОРМАЦИИ

2.1. На протяжении всего ХХ века Европа демонстрирует рост секуляризма, что с нашей точки зрения является духовным кризисом европейских народов. Этот кризис, как считают иные ислледователи, обусловлен не в последнюю очередь тем, что в XVII веке в Европе так и не было найдено решение религиозной проблемы. Вспомним Великую Реформацию и последовавшие за ней религиозные войны. Ни протестанты, ни католики не смогли победить друг друга, и это повлекло печально известный принцип: чья земля, того и вера. Этот принцип сыграл с Европой зловещую шутку, породив равнодушие и релятивизм в духовных вопросах, что в конечном итоге и привело к секуляризму.

Европа раскололась на две части, и в образовавшийся зазор хлынули гуманизм и секуляризм.

2.2. Была ли Реформация в России? Одни видят Реформацию в движении стригольников (про которых нам лгали сотни лет, а это были всего-навсего люди, выступавшие против мздоимства иерархов). Другие усматривают Реформацию в старообрядцах, третьи – в большевиках. На это мы скажем со всей определенностью: ни первое, ни второе, ни третье. Представить большевиков наследниками Реформации можно только в бреду. Большевики – это гуманизм в чистейшем виде, гуманистический ренессанс с древнегреческим культом героев.

Российская Реформация еще впереди. Россия еще до сих пор не вступила на путь библейского очищения.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ

Так что же такое Реформация, о которой мы не можем не думать, будучи реформатами?

РЕФОРМАЦИЯ – ЭТО ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МИРА НА БИБЛЕЙСКИХ ОСНОВАНИЯХ.

Российские реформаты должны думать о преобразовании России.

Без нацеленности на реформатское движение, преобразование общества Реформатская Церковь останавливается в своем развитии и стагнирует.

3.1. РЕФОРМАЦИЯ – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА

Определив нашей целью Реформацию, мы можем продвигаться дальше по пути совместной работы. Каков же характер этой работы?

Наш опыт показал, что одних заявлений и простого желания быть вместе недостаточно. Нужно понимание, чувствование общего дела. До тех пор, пока мы будет феодальными князьками, ищущими возможности захватить себе побольше территории и населения, мы не продвинемся вперед. Я все-таки надеюсь, что идеи Реформации помогут нам осознать важность и нужность друг друга, важность совместной работы. Такова наша ответственность перед Богом и нашим народом.

Разумеется, каждый из нас свободен в выборе своих целей. Всякий может сказать, что весь мир отступил от Христа, а он идет за Христом, строго по выверенному курсу и даже выдерживает график. Но все же я думаю, что таких одиночек среди нас не много, большинство понимает, что нам надо держаться вместе, работать на одном поле.

Разумеется, в нынешнем веке границы между деноминациями останутся. Сохранятся и различия между общинами. Мы должны уважать внутренние принципы каждой поместной церкви. Принципы свободы и право на собственное мнение должны быть заложены в наших взаимоотношениях.

3.2. РЕФОРМАЦИЯ НЕ ЕСТЬ РЕВОЛЮЦИЯ

Революционеры прошлых времен старались оседлать народное недовольство. Они ждали социальных потрясений, использовали их и захватывали власть. Мы не ждем социальных потрясений. Ставка на недовольство – палка о двух концах. К лидерству могут прийти порядочные и совестливые люди, а могут – и разбойники, по сравнению с которыми распятые рядом со Христом покажутся ангелами. Наши методы мирные – просвещение светом библейского учения и добрые дела.

Мы идем путем убеждения и учения. Такова наша реформатская стратегия: не через насилие, но через просвещение приводить людей к пониманию необходимости исполнения Заповедей Божиих.

Революционеры хотели изменить мир по своей воле. Реформаты хотят изменить мир по воле Божией.

3.3. РЕФОРМАТСКИЕ ЦЕННОСТИ

3.3.1. В качестве наших базовых духовных ценностей мы имеем принципы: Sola Scriptura, Sola Fide, Sola Gratia, Solus Christus, Soli Deo Gloria.

И не забудем еще об одном основополагающем реформатском принципе: Церковь есть народ Божий.

Это весьма важное положение. Вся наша созидательная работа должна быть посвящена становлению народа Божиего, росту его самосознания. Мы, будучи народом, должны научиться решать задачи самоуправления, самоорганизации, самообороны, самофинансирования. Короче, обеспечения всей своей жизнедеятельности.

Это для нас трудная задача. Исторически трудная, ибо на протяжении многих веков россияне были лишены возможности развить у себя навыки самоуправления и самоорганизации.

3.3.2. Далее, одной из важнейших характеристик народа является его уважение к Закону. Авраам Линкольн сказал:

“Пусть каждая американская мать вдохнет благоговение перед законами лепечущему младенцу, резвящемуся в ее объятьях, пусть ему учат в школах, семинариях и колледжах, пусть о нем напишут в букварях, прописях и альманахах, пусть его проповедуют с кафедр, провозглашают в залах законодателей, исполняют в судах. Коротко говоря – пусть оно станет политической религией народа, пусть стар и млад, богач и бедняк, серьезный и веселый, мужчина и женщина, говорящие на любом языке, любого цвета кожи, любого положения не устанут приносить жертвы на его алтарь”.

Тем более, это относится к уважению Закона Божиего.

3.3.3. Кальвинисты известны рациональной методологией. Рационализм – это наша сильная сторона. Соединение библейских ценностей с рационализмом и прагматизмом позволит нам стать сильным игроком на общественно-политической арене.

В то же время всем нам следует помнить, что прагматизм хорош лишь до тех пор, пока сохраняются реформатские принципы. Тот, кто отбрасывает наши принципы в погоне за сиюминутной практической выгодой – покидает ряды реформатов. Реформаты сильны не только своим рационализмом, но и верностью реформатским идеалам.

4. РЕФОРМАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

4.1. НАШИ ПРОБЛЕМЫ

Каковы же перспективы нашего дела в России? Можем ли мы надеяться на успех реформатского движения, если – как стремятся нас убедить средства массовой информации – народная масса принимает лишь так называемые традиционные конфессии?

Дорогие друзья, я скажу вам утешительное слово: наш народ, хотя и не знал подлинной Реформации, все же он все душой стремился к истине и свободе, что в свое время явилось предпосылкой Реформации в Европе. Возможно, сегодня эти неотъемлемые черты характера русского народа затушеваны, стерты, но они живы, пробиваются сквозь толщу наносного ила казенной религии, как живительные ручьи пробиваются сквозь толщу земной почвы.

4.2. В данном контексте уместно кратко затронуть вопрос о характере русского народа и российского протестантского движения в целом:

4.2.1. УПРЕК В АДРЕС ПРОТЕСТАНТОВ

От представителей Православной Церкви нередко приходится слышать утверждение, что протестанты действуют в России беззаконно, поскольку проповедуют русскому народу Евангелие. Эти представители заявляют, что граждане нашей страны в подавляющем большинстве являются православными – либо по факту крещения, либо по происхождению от православных родителей. Поэтому протестанты должны оставить свою проповедь и добрые дела, ограничившись общением исключительно с единоверцами.

Кроме того, представители православия заявляют, что распространять среди русского народа протестантское мировоззрение недопустимо, поскольку народ тысячу лет поддерживает исключительно православную религиозную традицию. Надо не переучивать наш народ, но помочь ему полнее раскрыть православное мировоззрение и усвоить православный образ жизни.

Протестанты же представляют чуждую русским людям западную традицию.

4.2.2. ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКИЙ НАРОД

Нам говорят, что православие поддерживает большинство населения России. Между тем, все статистические данные показывают, что только пять процентов населения страны активно исповедует православную религию. Подавляющая часть русских не ходит на воскресные службы и не причащается. В ответ на это православные представители заявляют, что эти цифры ничего не значат, ибо люди внутренне сочувствуют православию и поддерживают его.

Нет, заявляем мы, не сочувствуют и не поддерживают. Своим равнодушием россияне показывают, что им чужда эта Церковь. Они не любят ее и не хотят жить по ее установлениям.

4.2.3. ОДИН НАРОД – ДВЕ ТРАДИЦИИ

Когда нам говорят о православной традиции и менталитете русского народа, мы не можем не спросить: о каком народе идет речь? О покорном, забитом народе, равнодушном к собственной религии? Или же о народе, который веками боролся за свободу совести и восставал против навязываемых ему властью представлений о вере? История учит, что русский народ изначально разделялся на тех, кто безвольно подчинялся казенному православию, и тех, кто отстаивал свое право на свободу религиозных убеждений.

Первые олицетворяют забитую и покорную Россию, с традицией восточного деспотизма и неразвитого общества. Вторые представляют собой Россию, жаждущую свободы и справедливости. Безусловно, сегодняшние российские протестанты следуют славной традиции русского народа искать духовную истину и отстаивать свои убеждения, несмотря на угрозы, гонения и казни.

4.2.4. ЧТО ПРЕПЯТСТВОВАЛО ПРЕЖДЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОТЕСТАНТИЗМА?

В царской России православие охранялось репрессивными законами, судами, армией и полицией. Тысячи людей были отправлены в ссылку за малейшее несогласие с официальными религиозными установлениями. И только после кровавых волнений 1905 года гражданам России впервые разрешается пользоваться относительной свободой религиозных воззрений.

Кроме того, распространение протестантизма в России сдерживала недоступность для простого человека Священного Писания. Библия издавалась на так называемом церковнославянском (то есть староболгарском) языке, и в небольших количествах. Только во второй половине XIX века Библию, переведенную на современный русский язык, впервые печатают массовыми тиражами. Плоды распространения Священного Писания сказываются незамедлительно. Русские люди, несмотря на репрессии, начинают уклоняться от Православной Церкви.

4.2.5. ПРОТЕСТАНТИЗМ В СВОБОДНОЙ РОССИИ

Впечатляющий рост протестантских общин в сегодняшней Российской Федерации указывает на то, что русский народ по-прежнему стремится к истине и свободе.

Российские протестанты вместе со всеми патриотами нашей страны мечтают о процветающей и демократической России, занимающей достойное место среди самых уважаемых стран мира. По нашему убеждению, осуществить эту мечту в немалой степени помогут протестантские моральные принципы и дальнейшее созидание общин, живущих по Слову Божиему.

4.3. ТЕРПЕНИЕ

Возможно, кое-кому хотелось бы, чтобы все наши идейные противники в ближайшее время сдались и перешли бы на нашу сторону или исчезли бы с лица земли, но так не будет, и с этим надо жить. Наш путь – это путь долгой работы. Здесь надо запастись терпением. Терпеливый, говорит Писание, лучше храброго. Не надо впадать в истерику, глядя на то, как медленно продвигается наше дело.

Приведу один исторический пример – из истории Вьетнама. Как вы хорошо знаете, вьетнамцы сначала воевали с китайцами, французами, потом в японцами, потом снова с французами, наконец, с американцами. Кроме того, еще и дрались между собой. У лидера коммунистов Хо-Ши-Мина был военачальник Во Нгуен Зиап. Этот генерал был – без всякого преувеличения – гений современной партизанской войны. Многие повстанцы ХХ века учились на его опыте и по его работам. В начале борьбы у Зиапа было несколько десятков необученных людей. В конце – огромная армия, 22 дивизии. Храбрая, дисциплинированная, преданная руководству вьетнамской компартии. Между этим «в начале» и «в конце» прошло ни много ни мало 40 лет. В битве под Дьен-Бьен-Фу солдаты Зиапа наголову разбили самонадеянных французов. В период борьбы Вьетнама против США армия Зиапа три раза приступала к генеральному наступлению, и три раза терпела поражение. И лишь потом вьетконговцы победили. У Зиапа была разработана стратегия борьбы в самых неблагоприятных условиях. Когда было невозможно драться, отряды Зиапа прятались по базам, откуда совершали вылазки. Вновь налаживали организованное сопротивление. Укрепившись и получив поддержку местного населения, солдаты Зиапа постепенно переходили к регулярным боевым действиям.

В переводе на реформатский язык: базы – это общины, здесь мы ведем нашу постоянную учебу, затем работа на конференциях, издание местной и общероссийской периодики – и затем участие в политической жизни путем создания местных и общероссийских движений и партий.

4.4. ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ, К ВЛАСТИ

Стремление к институционализации своей деятельности законно и благоразумно. Вместе с тем, мы должны хорошо понимать, что благоприятное время может закончиться в любой момент. Поэтому нам надо психологически быть готовыми к работе в любых условиях, идти на риск. Лучше потерять регистрационные права, чем поступиться принципами, переданными нам мучениками за дело Реформации.

5. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

5.1. Одним из главных наших достижений можно считать то, что реформатские идеи, слова о Реформации, о преобразовании общества находят отклик в среде российских протестантов, по крайней мере – стали привычными, перестали восприниматься в качестве историко-академического лексикона, но перешли в повседневную речь.

В России появились люди, имеющие устойчивый интерес к реформатской теме. Во многом эти люди еще прежние, интерес к Реформации еще не повлиял на формирование осознанных жизненных установок. Но мы надеемся, что эти интересы со временем перерастут порог обычных интеллектуальных увлечений и сформируют жизненные установки.

5.2. За последнее время многократно возрос интеллектуальный ресурс протестантизма. К сожалению, он все еще слабо реализуется, и почти не учитывает реалии нашей страны, не реагирует на проблемы современного общества.

Поэтому представляется необходимым дополнить имеющиеся у нас семинарии реформатскими научно-исследовательскими центрами и специальными учебными заведениями (школами), которые готовили бы специалистов по преобразованию России на библейских началах – реформатологов.

5.3. Возможно, мы не слишком многое сумели сделать за последние годы, но в нынешних условиях значимо даже наше «копошение» в недрах общества. Правда, мы не просто копошимся, но еще толкаемся и царапаем друг друга. Не знаю, как относиться к этой чуть ли не дарвиновской борьбе за существование, в которой утверждаются сильнейшие. Те, у кого есть задор, идеи и корм. Факт умирания некоторых общин – это реальность. За ноги утаскивают тех, кто не смог выжить в нашем суровом пространстве.

Своим копошением мы перерабатываем российскую почву, превращаем ее в удобный гумус, что облегчит работу будущих пахарей и сеятелей. Надеюсь, Господь смилуется и зачтет нам наше копошение за настоящую работу. Но все-таки нам не следует злоупотреблять милостью нашего Господа, довольствуясь одним биологическим существованием. Пора переходить к осмысленному строительству нашего пространства, то есть создавать свое общество и свою культуру. Не просто издавать книги, газеты и журналы, но сознательно создавать идейное поле российских реформатов.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ?

6.1. ВРЕМЯ РАЗМЫШЛЯТЬ

Пока Господь дает нам благоприятное время проговаривать и выговаривать наши идеи. Время размышлять и разговаривать друг с другом, чтобы реформатские идеи вошли в нашу плоть и кровь. Иначе нас все время будет заносить в сторону, сколько бы мы себя ни объявляли реформатами.

6.2. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИДЕЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Нас спрашивает общество: что вы, реформаты, можете предложить нам? Какие у вас есть конкретные проекты, которые бы нам понравились? Нас спрашивают и наши сторонники: дайте идею, предложите убедительный план, чтобы общество заинтересовалось и пошло за нами.

На это мы должны сказать откровенно: у нас нет привлекательных проектов для нынешнего общества. Наши планы преобразований российскому обществу явно не понравятся, можете не сомневаться. Даже если мы будем говорить только о пресловутой религиозной мотивации труда на благо Родины. Поэтому нам лучше не заигрывать с обществом, рисуя ему великолепные картины улучшений, а спокойно делать свое дело, без шумихи и суеты учить наших детей и привлекать сторонников. Так надежнее.

6.3. ПОБЕДИТЬ В СЕБЕ «СОВКА»

Не могу не сказать об одной практической задаче, которая многими из нас так и не решена. Мы должны покончить с человеком мира сего, который в нас все еще крепко сидит. Это и духовная задача, и задача практическая. Ветхий человек, сидящий в нас – это большей частью «совок» (советский человек), который оказался живуч, умеет приспосабливаться, который по-прежнему рукоплещет диктаторам, иерархам, сильному авторитарному государству. Сегодняшний «совок» приобрел и новые черты – нынешний совок не любит людей других национальностей.

6.4. ХРИСТИАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Подхожу к вопросу создания христианского общественно-политического движения. Понимаю, что это вопрос не сегодняшний, поскольку далеко не решена проблема создания реформатских баз – крепких общин и групп, с толковыми и опытными лидерами, готовыми к самопожертвованию ради наших идеалов. И все же мы не можем быть людьми только сегодняшнего дня. Поэтому надо уже сегодня определять наши политические предпочтения. Сказать, по крайней мере, о том, что мы не приемлем:

1. Мы безусловно отвергаем все националистические и экстремистские проекты.

2. Мы безусловно отвергаем какую бы то ни было форму зависимости от светской власти (кроме той, которая нам надлежит по закону). Я имею в виду, что мы нам не следует брать от нее ни землю, ни деньги, ни привилегии. Подарки делают Церковь Божию заложником.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У реформатов нет претензий на совершенство. Мы понимаем свою ограниченность, мы знаем свой ресурс. Но мы знаем и свою силу. Нам есть куда развиваться.

Возможно, дело Реформации еще долго будет выглядеть неопределенным и непрочным. Вот почему для участия в реформатской работе нужны люди, имеющие большую веру и любовь к своему народу.

Не будем обольщаться, как, впрочем, и не будем унывать от временных неудач. Да, пока нас немного, но наши ряды растут с каждым днем.

Господь дал нам великое поручение – созидать народ Божий и преобразовывать нашу страну. Да благословит Он нас на этом пути и даст сил и разума исполнить порученное.

Да здравствует российская Реформация!

Используются технологии uCoz